Количество страниц учебной работы: 18
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сочетание и взаимодействие на местном уровне институтов прямой и представительной демократии …………………………………………………..3
2. Референдумы, сходы, собрания и другие формы непосредственной демократии ………………………………………………………………………..6
3. Задача …………………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………..16
Нормативный правовой материал ………………………………………………17
3. Задача
Местное отделение региональной общественной организации «За правое дело», устав которой зарегистрирован в органах юстиции за 7 месяцев до этого и предусматривает участие в выборах, образовало инициативную группу по проведению местного референдума и обратилось в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о ее регистрации и другими необходимыми документами. Однако избирательная комиссия муниципального образования отказала в регистрации, сославшись на то, что для выступления с инициативой проведения референдума законодательством предусмотрен срок регистрации устава общественного объединения не менее 1 года в соответствующем органе. Руководители общественного объединения оспорили решение избирательной комиссии в суде.
Какое решение примет суд?
Список литературы
1. Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизации демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право 2005 № 8
2. Булатов Р.Б. Концептуальные аспекты муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право 2006 N 8
3. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права // Адвокат 2006 N 7
4. ЗамотаевА.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 1999
5. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. Барнаул, 2000
6. Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. М.: ИНИОН РАН, 2000
7. Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. О непосредственной демократии» // Право и политика 2004 № 3
8. Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право 2005 N 7
9. Представительная демократия и электорально-правовая культура / Общая ред. и введение Ю.А. Веденеева, В.В. Смирнова. М., 1997
10. Прудников А.С., Еремян В.В., Лимонов А.М. и др. Муниципальное право России. Курс лекций. М. Книжный мир. 2005
11. Симонов В.А. Прямая демократия и учет национальных интересов // Конституционное и муниципальное право 2005 N 7
Нормативный правовой материал
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета, N 237, 25.12.1993
13. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710
14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 40. Ст.3822
15. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. 35. Ст. 3506
16. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 49. Ст. 5497
17. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. 24. Ст. 2253
18. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 39. Ст. 4464
19. Закон г.Москвы от 30 июня 2004 года № 43 «О референдумах в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы, N 8 (ст. 177), 24.08.2004
20. Закон Санкт-Петербурга от 19 марта 2004 года № 138-22 «О местном референдуме в Санк-Петербурге» // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга, N 8, 01.04.2004
21. Закон Омской области от 15 февраля 2005 года № 616-ОЗ «О местном референдуме в Омской области» // Омский вестник, N 12, 25.02.2005
Выдержка из похожей работы
от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводится
буквально «власть народа»,Демократия определяется как народовластие, форма
политического, государственного устройства, основанная на признании народа как
источника власти, его права принимать участие в решении общественных,
государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других
прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их
реализации во всех сферах жизни общества.
В Конституции
Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ
(ч.1.ст.3),Это означает, что Россия провозглашается государством
народовластия.
Каждая из
двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна
и требует специального рассмотрения.
С юридической
точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и
определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого
государства совокупности людей к соответствующему государству,Народ образует
физический субстрат государства.
Власть есть
возможность распоряжаться или управлять кем-либо, подчинять своей воле других.
Власть как явление социальное возникает вместе с возникновением общества и
существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления,
которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.[2]
С
возникновением государства возникает и государственная власть как один из
существенных признаков государства,Государственная власть имеет в качестве
своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение
этой общей воле всех членов общества.
Признание
народа верховным носителем всей власти является выражением народного
суверенитета,Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою
власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было
социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.
Конституция
Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на
всю власть, его полновластие,Это означает, что российский народ ни с кем не
делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в
Российской Федерации,«Никто не может присваивать власть в Российской
Федерации, — указывается в части 4, статьи 3,Захват власти или присвоение
властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Таким
образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также
свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его
суверенной волей и коренными интересами.
В условиях
народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и
контролируется народом, т.е,гражданами государства, поскольку она выступает в
формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на
равных правах все граждане,Народовластие, как форма государства и способ
правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания
властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных
задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от
народа или восходящей к нему,Представление о народе как исходном и конечном
пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии[3].
В зависимости
от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции
Российской Федерации различаются две формы демократии: прямая и представительная
– осуществление народом власти через выборных полномочных представителей,
которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь
народ, население, проживающее на той или иной территории),Причем, некоторые
специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя
говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом
важны для реализации народовластия.
Непосредственная
демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и
государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен
непосредственно участвовать в принятии важных политических решений,
осуществлении власти,Таким образом, непосредственная демократия является
формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
При
непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
·
референдума;
·
выборов;
·
всенародных
и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной
жизни;
·
правотворческой
инициативы;
·
участия
в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные
организации, собрания и сходы граждан и др.;
·
индивидуальных
или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного
самоуправления.
«Высшим
непосредственным выражением власти народа» – указывается в Конституции
Российской Федерации (ч.3 ст.3), — являются референдум и свободные выборы.
Термин
«референдум» происходит от латинского «referendum» — «то, что должно быть
сообщено».
В
соответствии со ст,1 Федерального конституционного закона «О референдуме
Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации —
всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на
участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Законодатель,
давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а
именно:
·
референдум
— это форма непосредственного осуществления народом своей власти;
·
способ
выявления воли большинства населения, то есть обладающих избирательным правом,
на референдуме производится только путем голосования;
·
законопроекты,
принятые на референдуме, как правило, могут изменяться либо отменяться только
путем принятия нового решения на референдуме;
·
решение,
принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и
вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов
референдума.
Самыми
активными и действенными формами народного участия в управлении делами
государства и местного сообщества являются голосование на выборах и
референдумах.
Референдум и
выборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам,
но различаются по объектам и результатам»